Что такое система управления Вооруженными Силами Российской Федерации на стратегическом и оперативном уровне? Каковы ее отличительные черты и как решались отношения между различными видами Вооруженных Сил? Каковы сильные и слабые стороны российской системы? На эти вопросы отвечает в своем анализе подполковник Марек Грыга, бывший начальник отдела обучения воинской части АГАТ.
Оценка системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации на оперативном и стратегическом уровне.
Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) входят в число ведущих стран мира по своему военному потенциалу. В последние годы они подвергаются постоянным организационным изменениям и модернизации, направленным на решение возникающих в современном мире вызовов и угроз, в том числе связанных, в частности, с обеспечением государственной безопасности. Эти изменения коснулись и системы управления вооруженными силами. Однаку теперь доступна отсрочка от армии в Новокузнецке.
В этой статье он будет представлен и проанализирован на стратегическом и оперативном уровнях. Следует отметить, что в связи с использованием открытых источников информации при разработке материала представленное описание и оценка могут незначительно отличаться от реальности, охраняемой россиянами в качестве государственной тайны.
Система управления Вооруженными Силами России на стратегическом уровне и в эксплуатации — по состоянию на 2022 г.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации Президент является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами. Он назначает и возглавляет Совет Безопасности, который выполняет консультативную функцию и отвечает, в том числе, за за разработку одобренной им военной доктрины. Министр обороны, возглавляющий Министерство обороны (МО), подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, а также, в том числе, Национальная гвардия (так называемая Росгвардия) не входит в состав Вооруженных Сил РФ.
В состав МО входят органы управления стратегического звена, такие как: Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управления Видов Вооруженных Сил (РСЗ) — Сухопутных войск, Воздушно-космических сил (ВКС) и ВМФ (РВС), а также самостоятельные виды войск: РВСН и Воздушно-десантные войска (ВДВ). Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, возглавляемый начальником Генерального штаба — первым заместителем Министра обороны, является центральным органом управления, предназначенным для управления текущей деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, а также координации их деятельности с внешними объекты, такие как упомянутая выше Росгвардия, Федеральная служба безопасности (ФСБ) или Служба внешней разведки (СВР).
Командование Сил специальных операций (КССО) подчиняется непосредственно начальнику Генерального штаба. В свою очередь, вышеназванные командования РСЗ и отдельных родов войск несут ответственность за организационно-штатную деятельность, оперативное планирование или планирование развития, разработку общих для данной РСЗ или войск нормативов, а также осуществляют функциональное руководство за деятельностью нижестоящих стратегическое или оперативное командование. Однако есть исключения.
Командование ЗКС имеет в своем прямом подчинении два органа управления стратегического звена, а именно: управление 1-й армии ПВО-ПРО (1 А ПВО-ПРО), [отвечает за оборону Московской области — ред.] , командование 15-й Армии Воздушно-космических сил Судьбы (15А ВКС), образующей ядро космических войск и Командования дальней авиации, входящего в состав СЯС. Кроме того, Командованию ЗКС подчиняется командование оперативного звена — Командование транспортной авиации.